Skip to main content

О мерах по переходу на технологию представления статистической отчет-ности в электронном виде с применением средств электронной подписи и криптографической защиты информации

 

Неоспоримые преимущества
Ольга Валерьевна Ситникова, руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай
 
О переходе организаций края на технологию представления статистической отчетности в электронном виде с применением средств электронной подписи шла речь на очередном заседании  правления Ассоциации «Совет  муниципальных образований Алтайского края», которое состоялось в октябре текущего года.
 
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Её цель – создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, обеспечивающей эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан. При этом данные в цифровой форме являются основополагающим фактором во всех сферах социально-экономической деятельности.
Программа потребовала нового подхода к сбору и предоставлению статистических данных, модернизации всей системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Ключевым этапом этой большой работы  является внедрение централизованной системы обработки данных, т.е. передача в электронном виде первичных статистических данных от респондентов сразу на федеральный уровень (в Росстат), что, в свою очередь, делает обязательным наличие электронной подписи (далее ЭП).
Для отдельных организаций, особенно на муниципальном уровне, смена традиционного порядка представления статистических отчётов сопряжена с рядом проблем и трудностей. Как показал мониторинг целевого индикатора, отражающего  долю представленных в электронном виде отчетов, в III квартале текущего года на новые технологии пока не перешли порядка 14% организаций края. Анализ причин непредставления отчетности с ЭП позволил объединить их в три основные группы: финансовые (недостаток средств на приобретение или продление сертификата ЭП, отсутствие возможности приобретения компьютерной техники (ТСЖ, садоводства и т.д.); руководители субъектов малого бизнеса, обследуемых на выборочной основе, не считают целесообразной покупку ЭП, надеясь не попасть в выборочное обследование); технические (отсутствие доступа к интернету, сбои у спецоператоров при передаче отчета), организационные (нежелание руководителя переходить к новым методам работы, недостаточная квалификация специалистов организации).
Мы понимаем, что существуют масштабные проблемы, решение которых не зависит от возможностей организации. В данном случае, это отсутствие качественной связи населенных пунктов с сетью интернет. Скоростной интернет присутствует, в основном, в городах и районных центрах. Контракт между Федеральным агентством связи и ПАО «Ростелеком», в рамках которого реализуется Проект устранения цифрового неравенства, обязал «Ростелеком» обеспечить высокоскоростным доступом к сети интернет населенные пункты, в которых проживает 250-500 человек. На начало 2018 года число обеспеченных интернет-доступом населенных пунктов составило 93, а до конца 2019 года к ним прибавятся еще 164 населенных пункта. 
Принимая во внимание сложную ситуацию на местах, Алтайкрайстат решил заручиться поддержкой администраций. В марте текущего года главам муниципальных районов (городских округов) направлено информационное письмо с просьбой оказать содействие в разъяснении хозяйствующим субъектам преимуществ представления первичных статистических данных в электронном виде с использованием электронной подписи, а также, по возможности, взять процесс под контроль.
Главы отдельных муниципальных районов и городских округов прониклись важностью проблемы. Хочется отметить работу администраций Барнаула, Бийска, Алейска, Быстроистокского, Завьяловского, Михайловского, Топчихинского, Троицкого, Усть-Калманского, Хабарского районов. К сожалению, большая часть глав муниципальных районов и городских округов не отреагировала на письмо Алтайкрайстата.
Что касается преимуществ электронного документооборота, то они очевидны и неоспоримы:
√ отпадает необходимость сдачи отчетов в орган статистики по месту нахождения, что экономит время, сокращает бумажные, почтовые, транспортные расходы;
√ отчетность имеет юридическую силу и не требует дублирования на бумажном носителе, исключен доступ к информации третьим лицам;
√ отчеты можно формировать и передавать в любой час, независимо от времени суток, выходных и праздничных дней;
√ электронная форма предусматривает логический и арифметический контроли, что позволяет снизить количество ошибок (бумажная отчетность может повлечь предоставление ошибочных данных и административную ответственность);
√ предоставляется возможность правильного применения респондентом общероссийских классификаторов при заполнении форм статистической отчетности и тем самым исключаются проблемы, вызванные подачей недостоверной информации;
√ передача документов по телекоммуникационным каналам связи в зашифрованном виде с использованием средств криптографической защиты обеспечивает дополнительную безопасность и полную конфиденциальность информации;
√ орган  статистики направляет протокол о приеме отчета в электронном виде, что является подтверждением его получения; если потребуется респонденту, сервис дает возможность просмотра отправленных за предыдущие периоды отчетов.
Крайне важно отметить, что деятельность по обеспечению полноты и достоверности официальной статистической информации органы статистики осуществляют в рамках правового поля, руководствуясь Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации".
Органы статистики имеют право привлекать респондентов к административной ответственности за непредоставление, несвоевременное предоставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных и налагать административный штраф: на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, на юридических лиц – от 20 тыс. до 70 тыс. рублей; в случае повторного совершения административного правонарушения – на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. рублей (основание: Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 30.12.2015 № 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Вместе с тем, для малого и среднего бизнеса установлены меры снижения административной нагрузки в части замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение к лицам, впервые совершившим административное правонарушение (Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). В 2018 году Алтайкрайстатом назначено 11 административных наказаний в виде предупреждения.
Информация о представлении статистической отчетности в электронном виде с ЭП размещена на сайте Алтайкрайстата http://akstat.gks.ru в разделе «Отчетность»/«Электронная отчетность». Для респондентов, работающих в системе WEB-сбора, необходимая информация размещена на главной странице сайта Росстата http://websbor.gks.ru/ и на сайте Алтайкрайстата http://akstat.gks.ru в разделе «Отчетность»/«Электронная отчетность»/«Система WEB-сбора».
В заключение хочется выразить благодарность тем организациям, которые уже работают «по-новому» и выразить надежду, что оставшиеся организации, преодолев трудности, сделают правильный выбор. Объединив наши усилия, мы приблизим создание цифровой экономики Российской Федерации.