Skip to main content

Внутримуниципальные пассажирские перевозки и меры по улучшению транспортного обслуживания населения Алтайского края

Информация
Коровина Дмитрия Николаевича, временно исполняющего
обязанности заместителя министра транспорта, жилищно-коммунального хозяйства
Алтайского края, начальника управления по транспорту
и дорожному хозяйству
 
На текущий момент проблема организации транспортного обслуживания населения остро стоит практически во всех городах и районах Алтайского края.
В условиях общего снижения спроса на использование общественного транспорта, обусловленного значительным ростом числа автомобилей личного пользования (за 10 лет количество легковых автомобилей на территории края увеличилось на 39,6 %), а также развития системы оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме и посредством многофункциональных центров, постоянного роста цен на ГСМ и запасные части, регулярные перевозки на муниципальных маршрутах фактически являются убыточными.
Отдельно стоит отметить, что из-за отсутствия правового поля за последние несколько лет широкое распространение получили быстроразвивающиеся рынки карпулинга/райдшеринга («сервисы по поиску попутчиков») и интернет-агрегаторов, пользующиеся спросом среди населения благодаря низким ценам за поездку и высокой скорости транспортного сообщения. Именно развитие данных рынков в значительной степени стало причиной отказа пассажиров от использования услуг общественного транспорта.
С целью определения масштабов нарастающей проблемы Министерством транспорта Алтайского края проведен детальный анализ сведений об организации транспортного обслуживания населения в крае, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований.
Из анализа следует, что в крае муниципальные перевозки осуществляются на 440 маршрутах с использованием 1760 транспортных средств. За 2017 год перевезены 156,376 млн. человек, в первом полугодии 2018 года – 75,904 млн. человек. Основная доля перевезенных пассажиров приходится на города: 147,782 и 71,428 млн. человек соответственно.
Финансирование из местных бюджетов на организацию транспортного обслуживания в городских округах составило в 2017 году – 307,085 млн. рублей, в первом полугодии 2018 года – 151,766 млн. рублей.
Из 59 муниципальных районов только в 10 осуществлялось финансирование на общую сумму 3,282 млн. рублей в 2017 году и на  1,635 млн. рублейв первом полугодии 2018 года.
К сожалению, на текущий момент в некоторых муниципальных образованиях ситуация с транспортным обслуживанием уже близка к критической. Для недопущения подобных ситуаций считаю необходимым руководству органов местного самоуправления вопрос организации транспортного обслуживания населения держать на постоянном контроле.
Одной из основных проблем при решении обозначенного вопроса является ограниченность местных бюджетов в денежных ресурсах. Выделяемых средств порой не хватает автопредприятиям даже на проведение текущего ремонта подвижного состава, износ которого на сегодняшний день более 90 %. Речь об обновлении подвижного состава даже и не ведется.
Одним из способов, позволяющим сделать работу автопредприятия безубыточной, является переход с регулируемых тарифов на нерегулируемые. Однако, сначала необходимо тщательно проанализировать работу таких предприятий.
Для тех, кто все же примет решение оставить за собой право устанавливать тарифы, необходимо будет при заключении с 01.07.2018 муниципальных контрактов руководствоваться Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, утвержденным профильным федеральным ведомством. Для местных бюджетов цена контракта, рассчитанная в соответствии с порядком, будет значительной.
К слову, на межмуниципальных маршрутах перевозки пассажиров осуществляются по нерегулируемым тарифам. С начала 2018 года автоперевозчики подняли тарифы в среднем на 15-20 %. До настоящего времени массовых жалоб на повышение тарифа не зафиксировано.
Вместе с тем, перевод муниципальных маршрутов на нерегулируемые тарифы не является «панацеей от всех бед». Как уже было обозначено выше, вопросу организации транспортного обслуживания должно оказываться должное внимание со стороны руководителей органов местного самоуправления. Существует множество способов по улучшению финансового положения автопредприятий,  с использованием финансовых и материальных ресурсов.
На основе анализа сформированы предложения, которые позволят улучшить ситуацию в сфере организации муниципальных перевозок пассажиров. Они были включены в итоговое решение заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» от 23.10.2018 №1:
1.      Рекомендовать Некоммерческому партнерству «Автомобильные перевозчики Алтая»:
- обратиться в Алтайское краевое Законодательное Собрание о подготовке законодательной инициативы с целью закрепления в федеральном законодательстве порядка организации, регулирования и контроля рынков карпулинга/райдшеринга («сервисы по поиску попутчиков»), заказных перевозок и интернет-агрегаторов;
- проработать вопрос о вступлении в НП «Автомобильные перевозчики Алтая» автотранспортных предприятий Алтайского края, не являющихся его членами.
 
2.      Рекомендовать главам муниципальных образований Алтайского края:
- при формировании бюджетов на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотреть финансирование на реализацию полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания в размере, позволяющем осуществлять компенсацию автотранспортным предприятиям выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
- обеспечить на территории муниципальных образований установление муниципальных маршрутов между районными центрами и населенными пунктами, нуждающимися в транспортном сообщении.
 
3. Рекомендовать Министерству транспорта Алтайского края провести обучающий семинар для органов местного самоуправления (в случае их заинтересованности) по вопросам реализации положений Федерального закона от 01.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 
Информация
Орлова Николая Викторовича
Президента Некоммерческого Партнерства
«Автомобильные перевозчики Алтая»
 
Проблемы в сфере организации муниципальных регулярных перевозок пассажиров, которые в настоящее время сложились во многих районах края, были прогнозируемы и ожидаемы. Ранее внутрирайонными пассажирскими перевозками занимались, в основном, муниципальные предприятия, а с  начала 90-х годов, когда пошла волна акционирования, акционерные общества, созданные на базе всё тех же МУПов (что по сути дела ничего не меняло) и работающие в том же формате.
Для информации: в 2006 году МУПов было 23, в 2012 - 14, в 2018 - 6. В 2012 году 26 автопредприятий, входящих в НП «Автомобильные перевозчики Алтая», 14 из которых были МУПЫ, обслуживали 73 внутрирайонных маршрута. На сегодняшний день только 12 из 69  автопредприятий, входящих в партнерство, занимаются внутрирайонными пассажирскими перевозками, обслуживая 34 маршрута. Три из шести МУПов испытывают очень серьезные финансовые трудности, по сути, находясь на стадии закрытия: предприятия Михайловского, Чарышского и Ребрихинского районов. К примеру, убыток Михайловского АТП составляет на 01.09.2018 года 942 тыс. руб., Ребрихинского  - 538 тыс. руб. В последнее время некоторые руководители муниципальных образований, испытывающих транспортные проблемы, поднимают вопрос о возрождении МУПов. Что ж, идея, в общем-то, неплохая, но нужно понимать следующее.  
 Я 18,5 лет руководил муниципальным транспортным предприятием в Тальменском районе и знаю все плюсы и минусы этой организационно- правовой формы.      
         Плюсы: все работники официально устроены. Следовательно, заработная плата, как правило, не очень большая, но выплачивается «вчистую». Отсюда «честные» отчисления в фонды и налоги, работники имеют весь социальный пакет, и, конечно же, такое предприятие более управляемо со стороны районной власти. Но, как ни странно, все эти плюсы в итоге дают  большой минус, так как, в силу своей «прозрачности», растут убытки. И главное, никто, кроме муниципалитетов, вкладывать деньги в МУПы, то есть инвестировать, не будет. Только 10 из 59 муниципальных районов находят такую возможность, но для остальных районов, не имеющих такой возможности, необходимо находить иные варианты решения транспортной проблемы.
          Проблемы внутрирайонных автобусных перевозок остро обострились примерно  в 2011-2012 годах, поэтому в 2012 году управление по транспорту и дорожному хозяйству края, НП «Автомобильные перевозчики Алтая» совместно с перевозчиками разработали долгосрочную целевую программу «О государственной поддержке и обеспечении доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения Алтайского края на 2013-2018 годы», то есть на шесть лет.  
Целью этой программы было развитие регулярных внутрирайонных      автобусных перевозок и транспортной инфраструктуры. Были определены задачи: обновление автопарка перевозчиков Алтайского края, увеличение количества маршрутов внутрирайонных рейсов, модернизация автовокзалов и автостанций, разработка мероприятий по повышению безопасности перевозки пассажиров, разработка мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров. Общий объём финансирования был определен в размере 2 230 млн. руб., в том числе из краевого бюджета 705 845 тыс. руб., за счёт местных бюджетов 302 305 тыс. руб. и за счет средств перевозчиков 1 221 650 тыс.руб. Эта программа была хорошим, добротным продуктом, уже тогда было понимание, что муниципалитетам без финансовой помощи из краевого бюджета задачу сохранения и развития внутрирайонных автобусных перевозок не решить.          Дело дошло до финансирования этой программы и всё упёрлось в п. 6 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующего содержания: «к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района». В результате программа, которая спасла бы внутрирайонные автобусные пассажирские перевозки в Алтайском крае, оказалась на «полке».
        Но в Новосибирской области существует аналогичная программа, рассчитанная на 2014-2021 годы, в которой немало уделено внимания внутрирайонным автобусным пассажирским перевозкам, разработан механизм компенсации перевозчикам выпадающих доходов через муниципальные бюджеты.
           Понятно, что за эти прошедшие шесть лет проблем меньше не стало.  Сейчас речь идёт не о развитии транспортных предприятий, занимающихся внутрирайонными перевозками, а об их выживаемости и ликвидации всей маршрутной сети.
В Алтайском крае 44% населения живёт в сельской местности: это почти в два раза больше, чем в среднем по России. Не занимаясь решением задачи по сохранению внутримуниципальной автобусной маршрутной сети, мы лишаем сельских жителей возможности добраться даже до районного центра.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р  утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, в которой определены цели, задачи и механизмы решения этих задач, стоящих перед транспортным комплексом страны. Достижение цели 3 «Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами» означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также социальных требований, в частности создание доступной транспортной среды для граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций и обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость. В связи с этим предполагается, прежде всего, обеспечить перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам, включая обеспечение их ценовой доступности. Необходимо развивать городской и пригородный пассажирский транспорт, в том числе местного значения (сельский). Важным направлением является развитие парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, повышение регулярности движения общественного транспорта.                         
В Алтайском крае необходимо срочное принятие мер для сохранения и развития внутрирайонной маршрутной сети. Только совместными усилиями возможно решить данную проблему.
На прошедшем заседании в октябре текущего года правлением Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» предложено Министерству транспорта Алтайского края совместно с Некоммерческим партнерством «Автомобильные перевозчики Алтая» и муниципальными образованиями Алтайского края инициировать вопрос о разработке долгосрочной целевой программы «О государственной поддержке и обеспечении доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения Алтайского края на 2019-2023 годы».
Надеемся, что эта программа будет утверждена в целях улучшения ситуации в сфере муниципальных регулярных перевозок пассажиров в Алтайском крае.