Skip to main content

Специалисты для села

 
Информация
Чеботаева Александра Николаевича,
министра сельского хозяйства Алтайского края
на заседании правления Ассоциации "Совет муниципальных образований
Алтайского края" 23 марта 2017 г., г.Барнаул
 
О реализации мероприятий, направленных на создание условий для
привлечения и закрепления специалистов в АПК Алтайского края и проблемах кадрового обеспечения органов управления сельским хозяйством муниципальных образований
 
Эффективность реализации масштабных задач, стоящих сегодня перед АПК края, в конечном итоге будет определяться качеством кадрового потенциала сельского хозяйства и уровнем профессионализма его состава. Поэтому наша основная задача сформировать соответствующий этим целям кадровый корпус, способный организовать высокопроизводительное, эффективное, конкурентоспособное производство в условиях инновационного развития АПК.
В целях развития и укрепления кадрового потенциала АПК в крае, в рамках федеральных и региональных программ реализуется целый комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения кадров в аграрный комплекс, в том числе молодых, и их закрепления в аграрном секторе экономики края, включающий государственную поддержку целевой подготовки специалистов организациями агропромышленного комплекса и молодых специалистов АПК, создание достойных условий проживания и работы на селе и др.
Ежегодно на финансирование указанных мероприятий в рамках государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы из краевого бюджета направляется значительный объем средств. Так, в 2016 году на реализацию программных мероприятий израсходовано более 52,8 млн. рублей, что на 13,1% больше, чем в 2015 году.
Для обеспечения аграрной отрасли специалистами высшей квалификации в целях поддержки предприятий АПК, участвующих в подготовке высококвалифицированных специалистов в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет» на целевой основе, с 2015 года в регионе осуществляется государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в виде субсидирования части понесенных ими затрат, связанных с оказанием гражданам (обучающимся) мер социальной поддержки по договорам о целевом обучении. В 2016 году этой мерой господдержки воспользовались 4 сельхозорганизации Алтайского края.
В регионе из средств регионального бюджета осуществляется государственная поддержка молодых специалистов в виде социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение. Эта мера является сегодня одним из эффективных инструментов по закреплению указанной категории работников в аграрном секторе. За два последних года материальную поддержку из средств краевого бюджета получили 116 молодых специалистов, работающих в организациях АПК. Общая сумма государственной поддержки за указанный период составила 17,7 млн. рублей, из них свыше 7,2 млн. рублей - за 2016 год.
Способствует привлечению и закрепления молодых кадров на селе организация профориентационной работы среди обучающихся сельских школ (агроклассы), участие в краевом трудовом соревновании в АПК обучающихся аграрных образовательных организаций, трудовых объединений школьников и учебных хозяйств сельских профессиональных образовательных организаций аграрного профиля, а также молодых механизаторов и мастеров машинного доения коров.
Ключевыми в решении кадровых проблем в АПК края являются меры по созданию для селян привлекательных и достойных условий работы и проживания на селе, активно реализуемые в регионе в рамках государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года. В 2016 году предоставлена государственная поддержка на строительство (приобретение) жилья 110 сельским семьям, в том числе 81 молодой семье (специалисту), работающей в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы села, из которых 57 семей являются семьями работников сельскохозяйственных организаций.
Вместе с тем, несмотря на серьезную государственную поддержку реализации мероприятий по кадровому обеспечению АПК края, проблема укомплектованности организаций квалифицированными управленческими кадрами и их недостаточно высокий образовательный уровень остается актуальной. В сельскохозяйственных организациях края всех форм собственности сегодня остаются вакантными 725 рабочих мест на должности руководящего состава, в том числе дефицит кадров главных специалистов составляет 195 человек. Наибольший недостаток ощущают предприятия в специалистах - технологах: агрономах, зоотехниках, ветврачах, которые организуют производственный процесс и отвечают за его успешность.
Следует отметить, что вопросы кадрового обеспечения аграрной отрасли являются вопросами совместной ответственности органов власти всех уровней и бизнеса. Бизнес должен осознать свою социальную ответственность за участие в формировании и реализации кадровой политики. Именно работодатели являются сегодня основными заказчиками необходимых им специалистов и рабочих кадров и основными экспертами подготовленных специалистов.
Поэтому для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора, требуется активизация действий всех заинтересованных сторон, в том числе муниципальных органов и работодателей, в осуществлении мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в отрасли на долгосрочной системной основе. Без решения этой проблемы невозможна эффективная реализация программ по развитию сельского хозяйства.
В отдельных муниципальных органах серьезно подходят к решению вопросов по кадровому обеспечению аграрного сектора экономики края. В этих районах приняты и действуют муниципальные программы (либо подпрограммы) по работе с кадрами в АПК, предусматривающие мероприятия по привлечению специалистов и квалифицированных рабочих к работе в отраслях агропромышленного комплекса, а также их закреплению на местах трудоустройства. Эти мероприятия реализуются за счет средств, предусмотренных в районных бюджетах.
Так, в Алейском, Кулундинском и Целинном районах из средств местного бюджета производятся выплаты единовременных безвозмездных пособий молодым специалистам, работающим в АПК. Кроме того, из бюджета Алейского района осуществляются выплаты стипендий лицам, обучающимся в ПУ-43 по профессии «механизатор» и другим рабочим профессиям.
К сожалению, таких примеров в крае крайне мало, так как в большей части районов программы по работе с кадрами в АПК отсутствуют, либо они приняты без финансового сопровождения (Троицкий, Бурлинский, Солонешенский и другие) и, по сути, они бездейственны. Поэтому, работа с кадрами в АПК ведется бессистемно, что не позволяет выстраивать эффективную кадровую политику.
Многие важные направления кадровой работы, такие как, целевая подготовка кадров, материальная поддержка молодых специалистов, подготовка резерва руководителей, профориентация среди сельских школьников, и другие, упущены.
В результате такой кадровой политики в муниципалитетах обостряются кадровые проблемы.
Усугубляет такое положение дел ситуация, которая сложилась в регионе с формированием штатов и обеспеченностью кадрами структурных подразделений администраций районов, отвечающих за развитие сельского хозяйства, в том числе и за развитие и укрепление его кадрового потенциала.
Оценивая сегодняшнее состояние органов управления сельским хозяйством районных администраций, следует отметить, что проводимые в них реорганизации привели к тому, что эти органы стали создаваться как усеченные, постоянно сокращаемые организационные структуры, не имеющие должного статуса и необходимого числа специалистов для качественного выполнения функций по управлению сельхозпроизводством.
Управленческие структуры районов края в сфере сельского хозяйства имеют различные формы и сформированы в виде управлений сельского хозяйства в 33 районах, из которых только 16 имеют статус юридического лица, комитетов по вопросам АПК - в 11 районах, из них лишь 1 имеет юридический статус (Усть- Калманский район), в 13 - отделов по сельскому хозяйству. В 3 районах края (Алтайском, Краснощековском и Советском) управление сельским хозяйством осуществляется Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям.
Несмотря на то, что отрасль сельского хозяйства является бюджето - и градообразующей и от решения вопросов эффективной деятельности зависят многие вопросы благополучия территорий, статус заместителя (1 заместителя) главы района имеют всего лишь 21 руководитель органов управления АПК.
В большинстве районов при формировании штатной численности органов управления АПК не предусмотрены ставки специалистов основных направлений (по растениеводству, животноводству и механизации). Вследствие малочисленности штатов специалисты органов управления АПК вынуждены совмещать исполнение функциональных обязанностей по двум - трем различным направлениям, не свойственным их квалификации, что крайне негативно отражается на эффективности и результатах их работы.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Губернатором Алтайского края, в декабре 2015 года, главам администраций районов было дано поручение о принятии мер по укомплектованию профессиональными кадрами структурных подразделений администраций районов, отвечающих за развитие сельского хозяйства, и решении вопроса о повышении их статуса, которое до сегодняшнего времени большей частью глав администраций не исполнено. К исполнению поручения был проявлен формальный подход, без учета определяющей роли отрасли сельского хозяйства в экономике района. Отдельными главами администраций исполнение данного поручения было направлено руководителям этих же структурных подразделений. А главами администраций Первомайского и Шелаболихинского районов исполнение данного поручения вообще проигнорировано.
Приняты меры по укомплектованию специалистами управленческих структур по сельскому хозяйству только в 7 районах (Баевский, Заринский, Зональный, Калманский, Новичихинский, Панкрушихинский, Смоленский) из 31, имеющего штатную численность специалистов органа, отвечающего за развитие аграрного сектора, менее 5 человек. В Панкрушихинском и Смоленском районах отделы по сельскому хозяйству преобразованы в управление сельского хозяйства.
А в Солонешенском и Солтонском районах принято решение не об укреплении кадрового состава органа управления сельским хозяйством, а, наоборот, о сокращении числа специалистов до 2 и 2,5 человек соответственно.
Несомненно, местная администрация вправе самостоятельно принимать решения по формированию и изменению структуры муниципального органа управления сельским хозяйством, сокращению численности специалистов. Однако такие решения должны приниматься с учетом принципа разумности. Считаем, что при формировании структуры и штагов органа управления АПК целесообразно следует руководствоваться такими основными параметрами, характеризующими АПК района, как объем валового производства, наличие хозяйствующих субъектов различных форм собственности, площади обрабатываемой пашни, поголовья скота, численности занятых в аграрном секторе работников и рядом других.
При этом в структуре органа должно быть предусмотрено наличие специалистов, которые должны выполнять функции, обеспечивающие развитие отрасли в области агрономии, зоотехнии, а также инженерной, финансово- экономической, кадровой служб.
В целях развития и укреплению кадрового потенциала аграрной отрасли Алтайского края, повышения эффективности муниципального управления АПК предлагаем рекомендовать:
главам администраций муниципальных образований:
разработать и принять муниципальные программы по кадровому обеспечению АПК района, предусмотрев в комплексе с мероприятиями государственной программы Алтайского края финансовое сопровождение реализации программных мероприятий из местного бюджета и активизацию участия работодателей;
главам администраций муниципальных образований, имеющим штатную численность органов управления АПК менее 5 человек, принять меры по исполнению поручения Губернатора края и формированию органов управления, обеспечивающих эффективное решение задач с учетом указанных рекомендаций.
Информацию о проделанной работе представить в Министерство сельского хозяйства до 1 июня текущего года;
с целью организации системной работы с кадрами в АПК рассмотреть возможность введения в штатное расписание районного органа управления сельским хозяйством освобожденного специалиста по кадрам или возложить обязанности ведения этой работы на специалиста по кадрам администрации района;
активизировать работу по участию молодых специалистов, работающих в организациях АПК районов, и молодых селян в мероприятиях государственных программ;
работодателям:
расширить практику использования механизма целевой подготовки кадров;
оказывать материальную поддержку молодым специалистам и квалифицированным работникам, прибывшим на работу после окончания образовательных организаций;
развивать взаимодействие с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, по вопросам подготовки специалистов и квалифицированных рабочих.