Skip to main content

Молодые педагоги для сельских школ

Информация
Жидких Александра Анатольевича,
Министра образования и науки Алтайского края
на заседании Ассоциации «Совет муниципальных образований
Алтайского края» 23 марта 2017 г., г.Барнаул
 
О реализации мероприятий, направленных на создание условий для
привлечения и закрепления специалистов в АПК Алтайского края и проблемах кадрового обеспечения органов управления сельским хозяйством муниципальных образований
 
Добрый день, уважаемые коллеги!
 
В системе общего образования региона работает свыше 24,5 тыс. педагогических и руководящих работников: из них 21,7 тыс. педагогических работников, в том числе 19,9 тыс. – учителя. Доля учителей, имеющих высшее образование, составляет 81,2% (2015 год – 80,7%).
Ежегодный уровень укомплектованности кадрами сохраняется на уровне (99,6 %), что сопоставимо со среднероссийским - 99%.
Вакансии открываются преимущественно в летний период и закрываются к началу учебного года.
Причинами образования вакансий являются:
уход педагогов на заслуженный отдых - 29%,
повторное открытие вакансий, которые были закрыты временно путем привлечения внутренних или внешних совместителей - 26%,
декретный отпуск - 12%,
трудоустройство вне системы образования - 7%,
переезд, как внутри края, так и за его пределы - 12%,
открытие новых рабочих мест - 8%.
Число прибывших молодых специалистов, за последние три года, сохраняется на уровне 500 человек (в 2016 г. - 515, в 2015 – 551, в 2014 г. – 511). Для обеспечения положительной динамики показателя «доля учителей в возрасте до 35 лет» и ротации кадров необходим приход ежегодно не менее 650 молодых специалистов (2016 год – 21,09%).
Сегодня доля молодых учителей превышает долю учителей пенсионного возраста в среднем на 1%. (общероссийские показатели равны). При этом показатель «доля учителей пенсионного возраста» - 20,4%, что ниже среднероссийского (22,3%).
Для решения проблемы старения кадров, повышения притока молодых специалистов и их закрепляемости на местах, в крае утвержден и реализуется «Комплексный план мероприятий до 2018 года», который предусматривает:
формирование муниципального заказа на подготовку кадров;
проведение профориентационной работы со школьниками;
мотивирование выпускников профессиональных образовательных организаций на работу в школах;
создание условий для адаптации и дальнейшего профессионального роста молодых специалистов.
Хорошо зарекомендовал себя проект по организации длительных практик студентов в школах: не только как мероприятие по оперативному закрытию вакансий, но и как механизм ориентации на профессию. Активно работают в этом направлении Алейский, Мамонтовский, Топчихинский, Косихинский, Завьяловский и ряд других территорий.
В крае реализуется ряд мер социальной поддержки молодых специалистов, к ним относятся:
единовременные выплаты из краевого бюджета (200 и 100 тыс. рублей), благодаря чему 357 чел. трудоустроены в сельские школы;
материальная поддержка из муниципальных бюджетов (от 10 до 50 тыс. рублей);
выплата ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам первые три года работы (от 30(40)% до 10(20)%);
действуют программы, направленные на улучшение жилищных условий, благодаря которым 10% учителей в возрасте до 35 лет улучшили условия, еще 8% поставлены на очередь.
В образовательных организациях края сформировалась система наставничества, стимулом для развития которой стали конкурс «Педагогический дебют» и конкурс на премию лучшим учителям.
Благодаря принимаемым мерам, мы отмечаем положительную динамику показателя закрепляемости молодых специалистов на местах по итогам первого года работы. В 2016 году значение показателя выросло на 1,1% (2016 г. – 86,5%, 2015 год – 85,4%).
Вместе с тем, в числе основных следует отметить проблему обеспечения жильем молодых специалистов. Только 30% вакансий 2016 года были с предоставлением жилья молодым учителям. От общего числа прибывших на начало 2016-2017 учебного года молодых специалистов:
24% имеют собственное жилье,
47,5% - проживают у родителей,
8% - проживают в съемном жилье с компенсацией арендной платы из средств муниципальных бюджетов, а также в жилье без взимания арендной платы,
5% - предоставлено муниципальное жилье,
15,8% молодых специалистов проживают в арендованном за свой счет жилье.
В этом мы видим одну из важнейших задач, решать которую необходимо на местном уровне. Необходимо искать варианты частно-государственного партнерства и яркий пример этому Алейский район - Иван Иванович Рябцев - глава КФХ ИП «Золотая осень» предоставил 2 жилых дома с капитальным ремонтом одной молодой семье, прибывшей в 2016 году на работу в МКОУ «Урюпинская СОШ», и молодому педагогу, уже работающему в данной школе.
 Политика кадрового развития, прежде всего, выстраивается на основе решения задачи повышения не количественных, а качественных показателей.
На сегодняшний день доля руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку составляет 98,8%.
В крае сложились можно сказать уникальные условия для подготовки кадров. Сегодня педагогов готовят 3 вуза («Алтайский государственный педагогический университет», «Алтайский гуманитарно-педагогический университет им.В.М. Шукшина», «Алтайский государственный университет») и 5 педагогических колледжей (в Барнауле, Бийске, Камне на Оби, Славгороде и Рубцовске).
Учитывая территориальные особенности региона, высокую потребность учителей для сельских школ с неполной предметной нагрузкой, абитуриентам предоставлена возможность обучения по программам с двумя профилями подготовки.
Перспективное направление решения кадровой проблемы – целевое обучение и целевой набор.
В рамках исполнения поручения, данного на заседании Совета Администрации края, состоявшегося 26 ноября 2014 года, муниципалитетами проведена работа по внесению в свои программы развития образования мероприятий по целевому обучению педагогических кадров.
За два года нам удалось увеличить число «целевиков» почти в 3 раза (со 121 в 2014 году до 342 в 2016). Есть районы, которые сделали в этом направлении серьезные шаги: Тальменский, Поспелихинский, Кытмановский, Кулундинский, Павловский, Заринский. По результатам нашего мониторинга финансирование предусмотрено в 60 (76,8 %) муниципалитетах края, но к сожалению, есть муниципалитеты, куда, возможно, не приедет никто, так как среди абитуриентов - целевиков из этих районов нет или район не исполняет свои обязательства закрепленные в договоре со студентом.
Мы продолжаем совершенствовать систему целевого приема. В 2016 году нами разработана и утверждена «Региональная модель процедуры целевой подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам в сфере образования и смежных областях знаний». А в этом году совместно с АлтГПУ участвуем в федеральном проекте по апробации новых подходов к целевому обучению.
Учитывая изложенное предлагаем:
на краевом уровне продолжить:
реализацию мер социальной поддержки молодых учителей;
взаимодействие с муниципалитетами по вопросам подготовки специалистов по востребованным специальностям;
на муниципальном:
предусмотреть в муниципальных программах развития образования мероприятия по целевому обучению педагогических кадров исходя из прогнозной потребности с учетом мер социальной поддержки студентов целевиков, и обеспечения жильем молодых специалистов;
обеспечить трудоустройство выпускников в соответствии с полученной специальностью.